Проведение экологического аудита на предприятиях.
Экологический аудит — независимая оценка хозяйственной и иной деятельности аудируемых субъектов, направленная на выявление и оценку экологических рисков и разработку рекомендаций по повышению уровня экологической безопасности их деятельности.
Обязательный экологический аудит, как правило, инициируется контролирующими органами и подразумевает проверку на соблюдение требований экологического законодательства.
Инициативный экологический аудит проводится по решению руководства предприятия, в случаях производственной или другой необходимости, для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
Разработка проекта нормативов допустимых выбросов (НДВ).
ТОО «ART Ecology» разрабатывает проекты нормативов допустимых выбросов (НДВ).
Норматив допустимого выброса – экологический норматив, который устанавливается в экологическом разрешении и определяется как максимальная масса загрязняющего вещества либо смеси загрязняющих веществ, допустимая (разрешенная) для выброса в атмосферный воздух.
Нормативы эмиссий устанавливаются по видам загрязняющих веществ, включенным в перечень загрязняющих веществ в соответствии с частью третьей пункта 2 статьи 11 Экологического Кодекса РК.
Нормативы эмиссий устанавливаются по отдельным стационарным источникам, относящимся к объектам I и II категорий.
Этапы выполнения Проекта:
- Инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха;
- Расчет валовых выбросов по каждому отдельному источнику загрязнения;
- Расчет рассеивания вредных веществ в атмосферу и установления нормативов выбросов;
- Оформление отдельных разделов и проекта в целом;
- Согласование проекта с Заказчиком и отработка комментариев по проекту;
- Государственная экологическая экспертиза Проекта в уполномоченном органе (Срок согласования проекта НДВ составляет 45 рабочих дней);
- Отработка замечаний по проекту;
- Получение положительного экологического заключения.
Для объектов, в отношении которых выдается комплексное экологическое разрешение, нормативы эмиссий устанавливаются по отдельным стационарным источникам, относящимся к объектам I и II категорий, на уровнях, не превышающих соответствующих предельных значений эмиссий маркерных загрязняющих веществ, связанных с применением наилучших доступных техник, приведенных в заключениях по наилучшим доступным техникам.
Разработка проекта нормативов допустимых сбросов (НДС).
Норматив допустимого сброса – экологический норматив, который устанавливается в экологическом разрешении и определяется как количество (масса) загрязняющего вещества либо смеси загрязняющих веществ в сточных водах, максимально допустимое (разрешенное) к сбросу в единицу времени.
Разработка проекта нормативов допустимых сбросов является обязательной для объектов, которые осуществляют сброс очищенных сточных вод в водный объект или на рельеф местности.
Проекты нормативов допустимых сбросов (НДС) разрабатываются предприятиями, осуществляющими сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, на рельеф местности, поля фильтрации и в накопители сточных вод. На основании утвержденных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ оформляется разрешение на эмиссии в окружающую среду.
Норматив допустимого сброса должен быть установлен для каждого загрязняющего вещества в каждом выпуске сточных вод.
Нормативы эмиссий устанавливаются по отдельным стационарным источникам, относящимся к объектам I и II категорий.
Этапы выполнения Проекта:
- Инвентаризация источников сбросов вредных веществ в водные объекты;
- Расчет сбросов по итогам проведения инвентаризации и лабораторных исследований проб воды;
- Оформление отдельных разделов и проекта в целом;
- Согласование проекта с Заказчиком и отработка комментариев по проекту;
- Государственная экологическая экспертиза Проекта в уполномоченном органе (Срок согласования проекта НДВ составляет 45 рабочих дней);
- Отработка замечаний по проекту;
- Получение положительного экологического заключения.
Разработка программы производственного экологического контроля.
Производственный экологический контроль проводится операторами объектов I и II категорий на основе программы производственного экологического контроля, являющейся частью экологического разрешения, а также программы повышении экологической эффективности.
Программа производственного экологического контроля объектов I и II категорий должна также соответствовать экологическим условиям, содержащимся в экологическом разрешении.
Программа должна содержать список показателей, которые отслеживаются при наблюдении за окружающей средой, – состоянием воздуха, почвы, воды. В ней указываются критерии определения периодичности, длительности, частоты измерения контроля, инструментальные и расчетные методы.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Под оценкой воздействия на окружающую среду понимается процесс выявления, изучения, описания и оценки на основе соответствующих исследований возможных существенных воздействий на окружающую среду при реализации намечаемой деятельности.
Под намечаемой деятельностью в Экологическом Кодексе понимается намечаемая деятельность физических и юридических лиц, связанная со строительством и дальнейшей эксплуатацией производственных и иных объектов, c иного рода вмешательствoм в окружающую среду, в том числе путем проведения операций по недропользованию, а также внесением в такую деятельность существенных изменений.
Этапы выполнения Проекта:
- Запрос исходных данных для проведения оценки воздействия на окружающую среду;
- Расчеты валовых выбросов, Расчет рассеивания концентраций ЗВ от намечаемой деятельности, расчеты воздействия образующихся отходов на состояние ОС, Комплексная оценка воздействия на ОС, расчет платы за эмиссии;
- Оформление отдельных разделов и проекта в целом;
- Подача заявления о намечаемой деятельности;
- Скрининг воздействий намечаемой деятельности;
- Проведение общественных слушаний;
- Проведение обязательной оценки воздействия на окружающую среду согласно заключения результатов скрининга, выданного уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Проект нормативов размещения отходов. Программа управления отходами.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и благоприятных условий для жизни и (или) здоровья человека, уменьшения количества подлежащих захоронению отходов и стимулирования их подготовки к повторному использованию, переработки и утилизации устанавливаются:
1) лимиты накопления отходов;
2) лимиты захоронения отходов.
Лимиты накопления отходов и лимиты на их захоронение устанавливаются для объектов I и II категорий на основании соответствующего экологического разрешения.
Разработка и утверждение лимитов накопления отходов и лимитов захоронения отходов, представление и контроль отчетности об управлении отходами осуществляются в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Операторы объектов I и (или) II категорий, а также лица, осуществляющие операции по сортировке, обработке, в том числе по обезвреживанию, восстановлению и (или) удалению отходов, обязаны разрабатывать программу управления отходами в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Программа управления отходами является неотъемлемой частью экологического разрешения.
Разработка программы управления отходами для объектов I категории осуществляется лицом, имеющим лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.
Программа управления отходами разрабатывается в соответствии с принципом иерархии и должна содержать сведения об объеме и составе образуемых и (или) получаемых от третьих лиц отходов, способах их накопления, сбора, транспортировки, обезвреживания, восстановления и удаления, а также описание предлагаемых мер по сокращению образования отходов, увеличению доли их повторного использования, переработки и утилизации.
Программа управления отходами для объектов I категории разрабатывается с учетом необходимости использования наилучших доступных техник в соответствии с заключениями по наилучшим доступным техникам, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с настоящим Кодексом.
Разработка паспорта опасных отходов.
Паспорт опасных отходов содержит полную информацию о производителе отхода, физико-химическом составе отхода, характеристиках, уровне опасности, процессе образования, способах обращения с отходом.
Паспорт опасных отходов составляется и утверждается физическими и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы.
Паспорт опасных отходов является бессрочным документом.
Образователь отходов обязан представлять копии паспортов опасных отходов физическому или юридическому лицу, транспортирующему партию таких отходов или ее часть, а также каждому грузополучателю такой партии (части партии) опасных отходов.
В случае изменения опасных свойств отходов, вызванного изменением технологического регламента процесса, при котором возникло такое изменение свойств отходов, или поступления более подробной и конкретной дополнительной информации паспорт опасных отходов подлежит пересмотру.